Говорите, не Рио-де-Жанейро?

Пора оставить след в летописи бразильского футбола

«Нет, это не Рио-де-Жанейро!» Так изъяснился великий комбинатор, впервые осмотрев мрачные ландшафты уездного города N. Так или примерно так выражаются некоторые специалисты, просматривающие состав пентакампеонов, сформированный для спарринга с дружиной Юрия Калитвинцева. Надеть белые брюки - не значит оказаться в Бразилии. Сыграть «товарняк» с экспериментальной бандой бывших виртуозов Копакабаны - не значит испытать на себе силу самой титулованной сборной в истории спорта номер один. Таково устойчивое мнение определенного сектора футбольной общественности нашей страны. Однако возьмусь поспорить.

Вспомнилась мне недавно одна забавная шутка юмориста из Питера Виктора Васильева, проводившего шуточный репортаж о матче Euro-2008 Россия - Испания: «Состав нашей сборной - Акинфеев, Игнашевич, братья Березуцкие… Состав испанцев: Касильяс, Рамос, Пуйоль, Фабрегас, Хави… Ба, да тут одни футболисты!» Смешно? Вот и игроки сборной России, услышавшие этот забавный скетч из концертного зала, не постеснялись улыбнуться. Да и вы сейчас поймете, к чему я клоню.

Украина тем и отличается от Бразилии, что у нас есть и может быть только одна главная сборная. Все остальные, если задаться целью собрать десяток таковых, окажутся примерно равны по силе - на расстоянии пропасти от первой команды. Иное дело бразильцы, где настоящие футболисты (в том самом васильевском смысле) появляются как грибы после дождя во время вечного сезона тропических ливней. «В этом виде спорта успехов добиваются только нищие, голодные и босые». Между прочим, эти слова произнес отнюдь не бразилец, а простой парень из Закарпатья, а по совместительству автор первого забитого мяча в истории независимой Украины Иван Гецко. Исходя из этого тезиса, понимаешь, что в Бразилии для успешного роста футболистов созданы все условия. Главным образом потому, что другие, нормальные человеческие, отсутствуют напрочь. Из этой же оперы и ставшей крылатой фраза знаменитого наставника Пеле, Тостао, Ривелино и компании образца 1969 года Жоана Салданьи: «Каждый гражданин нашей страны может предложить мне свой состав сборной. И все они будут отличаться». Однако…

Сорок лет спустя в Бразилии нашелся человек, который посчитал иначе. Речь идет о Карлосе Каэтано Бледоме Верри, которого во всем мире звали, зовут и, надеюсь, еще долго будут звать не иначе как Дунга. Сборная Дунги напоминала типичный «гиперболоид», а все его замыслы - нелепую гиперболу. Прославленный в осязаемом прошлом опорник тогда еще тетракампеонов почему-то решил, что в его стране есть только одна команда из одиннадцати человек. Привил ей несвойственный для лучших южноамериканских образцов «кибернетический футбол» и был несказанно удивлен, когда «роботы нового поколения» в сине-желтой форме, лишившись оказавшегося вдруг незаменимым Элано, расплавились, будто жидкий Терминатор под напором истинной спортивной страсти «летучих голландцев». Опозорившего славные традиции атакующей игры Дунгу отправили в отставку, а пришедшему на его место Мано Менезесу поставили одну основную задачу: вернуть Бразилии красивый футбол.

Не спорю, составчик вызванный новым наставником на «спарку» (какое-то кинологическое словечко, вы не находите?) с Ираном и Украиной, для невооруженного взгляда выглядит неубедительно. Одними Дани Алвесом, Пато и Робиньо жаждущий мега-звезд болельщик сыт не будет. Но ведь Виктор и Джефферсон, Марианно и Сандро, Элиас и Рамирес, Лукас и Джулиано - тоже не персонажи мыльной оперы. Хотя на слух воспринимаются скептически. Более того, когда в концовке опубликованного через запятую в «СЭ» списке Менезеса затесалась фамилия нашего корреспондента Андрея Варчака, непосвященный вполне мог бы принять моего коллегу за еще одного бразильского форварда. Совершенно конкретный Андре, собственно говоря, там уже имелся. Почему бы не затесаться условному Варчао?..

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ

Шутки - шутками, но статистика - вещь упрямая. Каждый год Бразилию покидают более тысячи футболистов, берущих вопреки всем фарватерам Христофора Колумба курс на Старый свет. И когда в ФФУ наконец-то ударили по рукам с коллегами из Южной Америки, я подумал: вот тут-то и могла бы сбыться мечта о проведении матча сборной украинских футболистов и выступающих в отечественной премьер-лиге легионеров. Более того, сформированная на скорую руку команда бразильцев вполне могла бы сыграть лучше той, которую выведет сегодня на поле Мано Менезес. Уже хотя бы ввиду большей сыгранности и формирования по блочному принципу. Представьте себе, динамовскую оборону (Маграо, Леандро Алмейда, Бетао, Данило Силва) и донецкую группу атаки (Алекс Тейшейра, Виллиан, Жадсон, Луис Адриано), приправленную харьковским тандемом Эдмар - Тайсон. По таким раскладам места в основе могло бы не найтись не только травмированным Дугласу и Фернандиньо, но и донецкому Клейтону со своим слобожанским тезкой Шавьером. И я уже вообще промолчу о бело-голубом дуэте Гильерме - Андре, угодившим, как мы уже неоднократно отмечали, в список Менезеса.

«А где же вратарь?» - спросите вы. - «Нету!» - отвечу я. Хотя, в принципе, этот самый Нету - нормальный кипер, пусть выступает и не в абстрактной «Таврии» или «Карпатах», а в самом реальном «Атлетику Паранаэнсе».

Но это была пусть задорная, и все-таки фантазия. Что же касается реальности, то вынужден сообщить: три дня назад экспериментальная сборная Бразилии безвопросно (спасибо за это наречие поэту Игорю Северянину) разгромила в Абу-Даби сборную Ирана - 3:0. Результат матча Украина - Канада вы знаете не хуже меня, а потому давайте перестанем ворчать и жаловаться на судьбу. Перефразируя Юрия Калитвинцева (а ведь не зря он пытался поберечь в пятницу своих лидеров!), матч с Бразилией - это предложение, от которого нельзя отказаться. И пусть мы сыграем далеко не в Рио-де-Жанейро, а в британском Дерби, что может быть лучше сражения с кудесниками мяча на родине футбола?!

Напоследок, вспомним, что за всю историю «великого и нерушимого» на высшем уровне мы с Пеле, Гарринчей и их последователями провели восемь игр, в которых шесть раз безоговорочно уступили, забив всего пять мячей и лишь однажды, ровно тридцать лет назад в Рио-де-Жанейро, на стадионе «Маракана» победили 2:1 за счет голов спартаковца Федора Черенкова и ростовчанина Сергея Андреева.

Последний матч сборных СССР и Бразилии состоялся на испанском мундиале-1982 в Севилье. Главное воспоминание о том матче - сумасшедший гол Андрея Баля, забитый внезапным ударом метров с тридцати. Сам Андрей Михайлович неделю назад дал понять, что не склонен преувеличивать значение того удара: «Гол как гол, ничего особенного». Лукавит, подумалось в первую секунду. Ведь других результативных ударов в сборной у Баля не было. Но чуть ниже один из героев той встречи все разъясняет: «Игра особого ажиотажа не вызвала. В сборной Бразилии мы знали только Зико, и хотя после матча я поменялся футболками, кажется, с Жуниором, впоследствии она перекочевала в коллекцию кого-то из знакомых».

Звездный форвард сборной СССР образца 1982 года Олег Блохин о том памятном поединке высказался несколько иначе: «Это был один из самых обидных матчей на международной арене в моей карьере, - признался обладатель «Золотого мяча»-1975 в беседе с автором этих строк. - Мы играли хорошо и не должны были проигрывать. Дело даже не в том, что бразильцы забили нам два мяча на последних минутах встречи. Вспоминаются эпизоды, когда арбитр встречи (испанец Августо Ламо Кастильо. - Прим. М.С.) обязан был ставить пенальти в ворота соперников. В первом случае защитники сборной Бразилии явно снесли в штрафной Рамаза Шенгелия, а во втором - после активных действий Бессонова один из них остановил мяч рукой.

Как видите, украинский след в летописи бразильского футбола просматривается как-то нечетко. Вот я и думаю: не пора ли его оставить?

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

СЭ в Украине

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 ноября 2024, 20:27 9

Игрок вышел на замену в матче против Черноморца