Регина ШИМКУТЕ: «Из Румынии уезжала с улыбкой»

Украинская гандболистка, перешедшая в «Ростов-Дон», рассказала о своем румынском периоде карьеры

На прошлой неделе плеймейкер сборной Украины Регина Шимкуте забросила свои первые официальные мячи за клуб «Ростов-Дон». Напомним, что последние полтора года одна из ведущих украинских гандболисток защищала цвета румынского «Олтхима» - финалиста Лиги чемпионов 2009/2010. Накануне старта российской суперлиги корреспондент «СЭ» посетил тренировку обладательниц бронзовых наград чемпионата России и побывал в гостях у Регины Шимкуте.

«Лучше вы приезжайте ко мне домой, и мы вместе пойдем в зал, - предложила Регина. - Руководство клуба сняло мне квартиру буквально в десяти минутах ходьбы от спорткомплекса, что очень удобно, правда, находится он на территории большого парка. Меня в первый раз провели, а во второй - я шла сама и заблудилась. Пришлось в срочном порядке покупать телефонную карточку и звонить в клуб. Хорошо еще, что у меня был номер одного из работников».

По дороге на тренировку Регина успела рассказать, как в срочном порядке обновляла свой гардероб, дабы соответствовать дресс-коду на состоявшейся накануне встрече команды с мером Ростова. И как привыкает к жизни на колесах, ведь ростовская команда путешествует всюду на автобусе. В январе клубу предстоит побить все рекорды - сначала Тольятти, потом Астрахань, дальше Волгоград, и наконец, встреча с «Кубанью» в родных стенах Дворца спорта в Ростове. А между играми всего три дня. «В общем, с таким календарем и тренировочным графиком - я либо умру, либо мне после этого уже ничего не страшно будет», - пошутила Шимкуте.

«Знаете, нам везет с украинскими гандболистками - не без удовольствия отметила второй тренер команды Марина Калюжина, сама отыгравшая не один год на позиции линейной в клубе «Ростов-Дон». - Что Шиба (так в команде называют Ирину Шибанову. - Прим. А.С.) оказалась своим парнем, что Регинка очень быстро влилась в наш ансамбль. И дело не только в том, что с ее появлением игра оживилась, она просто заражает всех своим оптимизмом. Волевая, боевая, энергичная, и самое главное - небезразличная. Резкая, с броском - Шимкуте очень разноплановый игрок, и использовать ее потенциал можно везде. Пока она будет играть в основе на левом полусреднем, но в принципе мы видим ее и в центре. Просто на данный момент у нас в команде есть два хороших разыгрывающих - Жуйкова и Житлова».

Регина, словно в подтверждение слов тренера о неуемной энергии, под конец тренировки поспешила занять место в воротах. Неужели решила посягнуть на авторитет самой Инны Суслиной? К слову, трехкратная чемпионка мира, вице-чемпионка Олимпиады-2008 во время двухсторонки не отбивала, а забивала мячи, отнюдь не уступая в скорости передвижения по площадке молодым подругам по команде, а по части азарта еще и давая им фору.

«С возвращением в прошлом сезоне на пост главного тренера команды Сергея Белицкого нам удалось выполнить поставленную руководством клуба задачу - занять третье место в чемпионате России. Но цели растут - заметила Марина Калюжина - Теперь мы смотрим уже выше - на вторую позицию в таблице. Конечно, сделать это с такими соперниками, как «Динамо», «Звезда» и «Лада», будет непросто, но мы надеемся, что с приходом в команду Регины, Инны, а также крайней Оксаны Свитанько, у нас все получится»

ПРИЕХАВ В РОСТОВ, ПОНЯЛА, ЧТО УЖЕ БЫЛА ЗДЕСЬ КОГДА-ТО

- С ростовской командой в Кубке ЕГФ вы пересекались, еще будучи игроком «Галычанки». Могли два года назад представить, что выйдете на площадку в форме клуба «Ростов-Дон»?

- Я никогда не представляю, где буду играть. Бесполезно: туда, куда бы мне хотелось, не попадаю. Все мои переходы из команды в команду, как правило, внезапны и непредсказуемы. Честно признаться, я очень плохо помню те игры в Кубке ЕГФ. Приехав на железнодорожный вокзал в Ростов, поняла, что уже когда-то здесь была с «Галычанкой». А когда рассмотрела совместные фотографии «Галычанки» и «Ростов-Дон», увидела, что многие из того состава играют и сейчас. Но единственная, кто остался у меня в памяти с тех игр, так это вратарь Галина Габисова.

- А насколько цели, которые ставит руководство перед ростовским клубом, совпадают с вашими личными амбициями?
- «Ростов-Дон» закончил прошлый сезон на третьем месте, сейчас стоит задача подняться на второе. Сложно будет, конечно, но если удастся избежать травм, то думаю, все возможно. Мне очень нравится атмосфера в команде. Девочки приветливые, открытые, добрые, понимающие, встретили по-славянски радушно.

- А к организации тренировочного процесса, какой из трех клубов, за которые вы играли последних несколько лет, имеет чемпионский подход?
- Я бы не сказала, что подходы сильно отличаются в «Галычанке», «Олтхиме» и «Ростов-Дон». Другое дело, объем нагрузок. Если в Румынии тренировка длилась не больше двух часов, то здесь два часа - это минимум. И это только в зале, а если приплюсовать еще работу на тренажерах… По сравнению с тем, как приходится работать здесь, можно сказать, что мы вообще ничего не делали в Вылче.

- Как восприняли новость о том, что в российском чемпионате для женщин не будет ограничения времени на атаку, и только мужчины будут играть по так называемому «правилу 35 секунд»?

- Мы с тренером рассматривали возможность того, что нам тоже придется играть «по правилу 35». Решили, что тогда на тренировках будем больше внимания уделять розыгрышу быстрого центра и переходам. Но, к счастью, этого не произошло. Честно признаться, я никогда не играла с ограничением времени на атаку. Что это такое, мы отчасти почувствовали на турнире в Германии. Таймы там были маленькие, и нужно было сразу вливаться в игру. Мы же привыкли первые минут пятнадцать раскачиваться. Сейчас гандбол и так очень быстрый, а если еще ограничивать время на атаку, то он вообще превратится в легкую атлетику. Разница только в том, что спринтерам никто не мешает бежать, а у нас идет контактная борьба. Излишняя спешка, на мой взгляд, ни к чему хорошему не привела бы, разве что еще к большему проценту потерь.

РАЗВЕ В УКРАИНЕ ЕСТЬ ЧЕМПИОНАТ?

- Валерий Войналович - главный тренер «Смарта» не раз в своих интервью высказывал намерения вернуть в Украину Регину Шимкуте и Ольгу Ващук. Скажите, поступали ли вам конкретные предложения от клубов украинской суперлиги, или вы считаете, что ее как таковой просто не существует?

- В «Смарт» меня приглашали. Но, с одной стороны, меня не устраивали финансовые условия, с другой - вспомните, какой там зал и какие условия для тренировок! К тому же у меня возник вопрос: почему из этого клуба уходят игроки. В ответ услышала: потому что они нам не нужны, слабые. Но позволю себе не согласиться. Да и вообще возвращение на родину с точки зрения нынешних реалий нашего гандбола было бы шагом назад. В Украине разве чемпионат есть? Я бы, наверное, могла в нем играть на одной ноге. А как же участие «Смарта» в Лиге чемпионов? Да он участвует, но до какой стадии продержится?

- Насколько ваше представление о жизни легионера отличалось от тех реалий, с которыми вы столкнулись в Румынии?
- Было время, когда я очень хотела уехать за границу. Но побывав там, поняла, что нужно выбирать страны, поближе к Украине. К тому же желательно со славянским населением, чтобы не было языкового барьера. Либо, чтобы язык был попроще. Потому что я не пожелаю никому испытать то, что испытывала в свой первый год в Румынии.

- В Ростове, идя подписывать контракт с клубом, вы заблудились в парке Островского. В Румынии подобные курьезы случались?
- Вылча - очень маленький городок, там и заблудиться негде. К тому же гандбол там пользуется огромной популярностью, всех игроков жители знают в лицо. Ты можешь идти по улице, и с тобой поздороваются, спросят, как дела, сфотографируются, возьмут автограф. Одним словом, большое село.

- А в вашем лексиконе осталось много румынских слов?

- Не поверите, но у меня в обиходе начали проскакивать некоторые румынские слова уже когда я вернулась в Украину. Ловила на себе удивленные взгляды продавщиц в магазине. Хотя когда мне звонило руководство «Олтхима» (а ведь в отпуск я уходила еще как игрок этого клуба), то я терялась и не знала, что ответить. Вроде бы все понимаю, но сказать ничего не могу.

У ВОЙНЫ БЫЛА ОСОБАЯ МЕТОДИКА ПСИХОВАНИЯ


- Имело ли для вас значение при принятии решения одеть форму ростовского клуба тот факт, что его цвета защищает еще одна украинка Ирина Шибанова и насколько важно было для вас то, что компанию в «Олтхиме» вам составила Анастасия Подпалова?

- Я не боялась бы ехать в Ростов, даже если бы здесь не было Иры. Потому что была уверена - в русскоязычной стране не затеряюсь. А познакомиться для меня - не проблема, если нет языкового барьера. Румыния, конечно, другое дело. Если сравнивать меня в Вылче со мной же в России или Украине, - то, можно сказать, что это два разных человека. За границей я практически не улыбалась, не шутила. Если здесь мне говорят: когда ты уже замолчишь, то там из меня слово нельзя было вытянуть. Я сама себя не узнавала: зал, дом, магазин. За все лето только один раз в открытый бассейн выбралась. В то время, как обычно, веду активный образ жизни.

- А на вашей игре отсутствие улыбки и языковой барьер тоже сказывались?
- В гандболе свой язык, можно рукой махнуть или мимикой все сказать так, что слова даже не понадобятся. Проблема состояла в том, что мне, как центральному игроку, нужно было выучить все комбинации и в то время, как их можно показать на пальцах, от меня почему-то требовали называть их вслух.

- Румынская пресса не преувеличивала, когда писала о сумасшедшем ажиотаже вокруг финального матча Лиги чемпионов между «Олтхимом» и «Виборгом»?
- За месяц до игры все билеты были уже раскуплены. Как нам сказали, если бы был зал на тридцать тысяч мест, он бы все равно был заполнен до отказа. В Бухарест приехали даже наши болельщики из Вылчи. В общем, так же, как некоторые страны живут футболом, румыны - гандболом.

- Из Лиги чемпионов «Олтхим» два года подряд выбивал «Виборг». Датский клуб действительно на голову сильнее или же вы позволяли ему чувствовать себя таковым?

- «Виборг», на мой взгляд, не сильнее румынской команды. Там есть три-четыре хороших игрока, еще молодых, но с большим потенциалом. Но такие есть и в «Олтхиме». Слухи о том, что с датскими гандболистками работают психологи, ходят давно. Я же для себя нашла разгадку их успеха в другом. Знаете, как говорят, чем проще ты играешь, тем лучше играешь. В Дании тренер никогда не повысит голос на игрока. А когда тебе все разрешено, ты не боишься совершить ошибку, не переживаешь, что тебя посадят на скамейку или накричат. Датчанки играют от души, потому что ничего не боятся. А мы иногда страшимся идти на ворота: особенно когда идет равная борьба мяч в мяч. Бывает неплохой момент, но вместо того, чтобы воспользоваться им, ты из страха, что сейчас посадят на скамейку, или потом себя загрызешь, не бьешь по воротам. А у датских специалистов аргумент: на этом жизнь не заканчивается.

- Раду Война по манере своего поведения можно отнести к датской тренерской школе или скорее советской?
- Раду Война как раз ничего не говорил, что мне очень не нравилось. Он не кричал, просто молча убирал с площадки, когда ты ошибался. И если румынке такого же амплуа позволялось сделать пять-десять ошибок, то мне достаточно было двух, чтобы оказаться на скамейке. Методика психования у него тоже была очень своеобразная. Дрожащим голосом, сквозь зубы он выпаливал: садись!

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ СБОРНОЙ В КЛУБЕ НАС ВСТРЕТИЛИ МОЛЧАНИЕМ


- В отборе на чемпионат Европы-2010 украинская сборная дома сначала сыграла вничью, а затем на выезде обыграла Румынию. Руководство и коллеги по «Олтхиму» эти результаты, и в частности ваш в них вклад, восприняли с профессиональной позиции: дескать, здорово, что наша гандболистка так играет, или же осадок остался?

- Румынки даже представить не могли, что мы выйдем на площадку такими озлобленными. Думали, наверное, возьмут нас одной левой, и были просто ошарашены тем сопротивлением, которое мы им оказали. А я всем нашим девочкам сказала: мы должны не просто выиграть, мы должны соперниц наказать, опустить на землю. Подходила и говорила: вот эта гандболистка так бросает, та определенным образом обыгрывает, на замахи не ведитесь. Мне так хотелось выиграть и доказать тренеру, что не стоит меня садить на лавку после второй ошибки. В клубе после игры сборных, а вторая встреча проходила в Бузау, километрах в пятистах от Вылчи, нас встретили молчанием. Мы к тому же умудрились опоздать на тренировку. Думали, она в шесть, а тренер звонит в пять и спрашивает: где вы? В общем, со стороны получилось, вроде как выиграли, короны поодевали, можно теперь опаздывать. Зашли в зал, поздоровались с нами только пару человек, которые не играли за сборную Румынии. Потом мы обсуждали эту тему, некоторые девочки пытались оправдаться: мол, это не мы выиграли, а просто они плохо играли. Но, знаете, как любит говорить Михаил Милославский: победа или поражение - это уже прошлое. Украина - первая в группе, румынки - вторые, вот что важно.

- Правда ли, что бюджет румынского клуба существенно сократился и если да, стало ли это одним из главных аргументом подыскать себе иное место трудоустройства?

- Я всю зиму провела на грани нервного срыва, из-за того, что не играла, точнее, мало играла, очень хотела уйти из «Олтхима». И, самое главное, были предложения. Я просила руководство клуба: если не хотите разрывать контракт, хотя бы отдайте меня в аренду. Но они не согласились. А тут еще травма голеностопа. В общем, накопилось, как говорится. И когда мой агент предложил подыскать что-нибудь другое, я с радостью согласилась. С улыбкой и абсолютно легкой душой уезжала из Румынии. Сокращение зарплаты, а оно имело место быть, было мне только на руку. Мы по обоюдному согласию разорвали контракт. Раду Война, кстати, тоже по собственному желанию покинул Вылчу. И теперь с командой работает венгр Петр Ковач. Он сейчас там всех хорошо гоняет. В «Олтхиме» привыкли: если ты звезда, значит, тебя не трогают. Румынки в тренировочном процессе слабохарактерные, все время ноют, что устали. Взять бы их в ростовский клуб, думаю, они через несколько дней просто застрелились бы. Венгерскому же специалисту все равно: румынская ты звезда или украинская, будешь работать на тренировках, будешь играть. По крайней мере, так мне рассказывала Настя Подпалова. Она ведь осталась в Вылче.

- Если говорить о перспективах сборной, то, по словам Леонида Евтушенко, с такой группой нам по силам дойти до полуфинала чемпионата Европы. Согласитесь с тренером?

- Ну то, что с такими соперницами, как шведки, голландки и немки, мы обязаны проходить в следующий раунд, это точно. А дальше уже как карта ляжет. В любом случае нужно будет выигрывать: попадутся нам норвежки, румынки или еще кто.

ГОЛОВА БОЛИТ ИЛИ КОЛЕНО, У РУМЫН ОДНО ЛЕКАРСТВО

- Регина, как так получается, что болельщикам уже сложно и представить без вас национальную сборную, а вы защищали ее цвета всего на одном чемпионате мира в Санкт-Петербурге-2005 и двух чемпионатах Европы в Швеции-2006 и Македонии-2008?

- В 2007 году, когда на чемпионате мира во Франции разыгрывались путевки на Олимпиаду, мне оперировали колено. На последнее мировое первенство в Китай не поехала из-за травмы голеностопа. Психологически это, конечно, очень тяжело. Вроде бы готовишься, выкладываешься, хочешь помочь команде, а потом раз - и здоровье подводит. И тут уже: плач не плач, ничего не поделаешь.

- Как считаете, если бы румынские врачи не ошиблись с диагнозом, могли бы восстановиться быстрее?
- Врач сначала сказал мне, что это трещина. Я не понимала, что трещина на семьдесят пять процентов - это просто перелом. Скоро, наверное, сама начну рентгены читать, чтобы здоровье себе сохранить. Люди с переломом лежат по месяцу-полтора, а мне дали три недели. Еще за две восстановилась - и в бой. Я эту травму получила на последней игре в товарищеском турнире перед стартом чемпионата Румынии. Сыграла там неплохо, и мне говорят: давай приходи в себя побыстрее, надо, чтобы ты нам с испанками помогла в Лиге чемпионов. В Румынии, хочу подчеркнуть, спортивная медицина вообще нулевая. У нас в команде работал даже не спортивный врач, и не травматолог, а гастроэнтеролог. А самым ходовым лекарством был лед, неважно - голова у тебя болит или колено. Мази нет, уколов нет. Наш Стас Михайлович Прокопович (доктор сборной Украины. - Прим. А.С.) просто Бог по сравнению с румынским врачом, работавшим в «Олтхиме».

- Регина, как думаете, почему при более интересном внутреннем чемпионате, наши мужчины на уровне национальных сборных выступают куда скромнее, чем женщины?
- Мне стыдно признаться, но я не слежу за тем, что происходит в мужском гандболе. Не то, чтобы я его никогда не видела (Смеется). Но если и смотрю, то в основном чемпионаты мира и Европы, когда играют такие сильные команды, как Испания, Германия. На матчах украинского чемпионата бывать никогда не приходилось. Видела несколько лет назад, как ЗТР играл в еврокубках с каким-то немецким клубом, так там было без шансов - для нас.

- Не секрет, что не все наши опытные игроки в силу тех или иных причин с радостью принимают вызов в мужскую сборную Украины, зашла речь даже о возможной смене гражданства Сергеем Шельменко и Евгением Будко. В женской команде обстановка иная, почему?
- Если вы о том, что нас как-то дополнительно стимулируют, то нет. Не могу говорить за всех, но я сама иногда не понимаю, что меня удерживает в Украине. Папа у меня - литовец, мама - русская. Но мне нравится страна, в которой я родилась. Не хочу в очередной раз банально жаловаться на отношение к спорту в Украине. Ведь у нас есть хорошие люди, квалифицированные специалисты, классные игроки. Но этот потенциал не используется. И я все время хочу доказать это, хотя уже сейчас понимаю, что бессмысленно. Сколько раз было такое, что мы ехали на соревнования без экипировки, просто за спасибо. Но мы, девчонки, ведь не виноваты, что министерство или федерация не делают свою работу. Так что я вряд ли сменю гражданство, даже после завершения карьеры.

Анна САВЧИК

СЭ в Украине

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 21 ноября 2024, 02:53 0

Ольга Харлан была вынуждена сделать заявление

Комментарии