Геннадий ЛИТОВЧЕНКО: "За чемпионский титул в СССР отблагодарили телевизором"

газ. "Футбол-Хоккей", 31 октября

Тандем Литовченко - Протасов в 80-е годы наводил ужас на лучших вратарей планеты. В "Днепре", киевском "Динамо", греческом "Олимпиакосе" эти два игрока диктовали на поле всем свои порядки. Ныне пути двух друзей разошлись. Если Олег Протасов поднимает румынский "Стяуа", то Геннадий Литовченко вернулся на Украину, возглавив ФК "Харьков". Как говорит сам Геннадий Владимирович, потянуло на родину, мочи нет.

ИЗ ТРЕНЕРОВ СРЫВАЛСЯ ТОЛЬКО БЛОХИН

- А как же иначе. Помотало по свету прилично, - сказал в беседе с нами Геннадий Литовченко. - В Греции был, в Австрии жил, на Кипр судьба заносила, но всегда тянуло на родину. А потому, когда поступило предложение от моего друга из харьковского "Металлиста", долго не раздумывал, а взял вещи и на вокзал - благо всегда легок на подъем.

- И как встретила родина?
- Нормально. Условия работы в Харькове приличные. Конечно же, сейчас на Украине за киевским "Динамо" и "Шахтером" угнаться кому-либо сложно. Может быть, разве что "Днепру". Но года через два-три обещаю, что в стране появится еще один крепкий клуб, который будет базироваться в Харькове и который сможет проявить себя в Европе. По крайней мере, я вижу большой потенциал в своих молодых ребятах.

- Как ощущаете себя по другую сторону боковой линии?
- Перед каждым матчем пытаюсь настроить себя на то, чтобы оставаться спокойным. Но уже минуте к 15-й забываю, что являюсь тренером - на поле тянет как магнитом, туда, в гущу событий помочь ребятам.

- А будучи игроком, как относились к излишне эмоциональным наставникам?
- Да вообще-то в моей карьере лишь один тренер был, который позволял себе срываться. Это Олег Блохин, когда он нас в "Олимпиакосе" тренировал. Но мы все знали его характер, а потому относились ко всему спокойно, зная, что после игры он остынет.

- Видимо, греческая жизнь не сахар, вот Блохин и был на нервах?
- Да нет, он по характеру такой. Для него существует только одно слово - победа. А что до жизни в Греции, то, скажу вам, мне там очень понравилось. Пристрастился в теннис играть. Конечно с Протасовым. Куда я без него.

СТРАХ ГОЛЛАНДЦЕВ

- Кстати, никогда обида не брала за то, что Протасов большинство своих голов с ваших передач забивал, и все лавры доставались ему?
- Совершенно не обидно. Я ему сразу сказал: "Для меня делать голевые передачи важнее, чем забивать - больше морального удовлетворения доставляет, а потому если ты перестанешь забивать, то и у меня жизнь наперекосяк пойдет". Вот Олег и принялся штамповать гол за голом. Кстати, когда наши пути разошлись, забивать он стал гораздо реже.

- В памятном полуфинальном матче Евро-88 против итальянцев вы забили оба. Видимо, та игра стала самой лучшей в карьере?
- Наверное. Хотя по идее лучшей должна была стать финальная встреча того турнира против голландцев. Но какое-то сверхневезение нашло на нас. После матча Франк Райкард Протасову сказал, когда они допинг-тест проходили, что его партнеров, посмотревших наш матч с Италией, попросту страх охватил, и они даже не тешили себя иллюзиями в отношении решающей игры. Но поди ж ты… Кстати, тот же Райкард признался, что забей Беланов пенальти, голландцы бы "сдулись".

- Но все равно, серебряные награды на родине были восприняты как небольшой подвиг. Кошелек потолстел после того успеха?
- Что-то около пяти тысяч немецких марок дали.

- А после завоевания "Днепром" чемпионского титула в 1983-м?
- О-о! (смеется). Тогда всем по телевизору выдали - счастье великое, серьезно. Ну и тем, кто в очереди на квартиру стоял, выделили жилье. За свой счет, конечно же.

- Самых громких успехов вы добились под руководством Владимира Емеца и Валерия Лобановского. Можете сравнить стиль двух ушедших из жизни мэтров?
- Разные они. Лобановский - великий стратег и тактик. Он чуть ли не до сантиметра высчитывал, кто куда бежать должен был. А Емец больше психолог. Умел он эмоционально настроить на любую игру. К сожалению, сейчас подобные эмоции уже не в почете. Пришел бизнес, и футбол перестал быть прежним.

- С таким упадническим настроением трудно, наверное, тренировать?
- (Смеется) Да это так, ностальгия. Вот сейчас после очередного матча снова в Киев съезжу, где у меня дом, порыбачу, и все снова на свои места встанет.

НОГИ НЕ ПУСКАЮТ НА ПОЛЕ

- Хочется верить, что "Харьков" - не предел ваших мечтаний?
- Не хочу ничего загадывать. Пока я работаю в этом городе, и мне нравится. В составе всего три легионера, но об унынии и речи быть не может. Конечно, со временем буду думать о чем-то еще. Но для этого сначала надо английский язык подтянуть. Стыдно признаться, но я греческий лучше знаю. А если думать о работе в Европе, то без языка никуда.

- К Протасову в "Стяуа" в помощники не планируете?
- Он и без меня неплохо справляется.

- Ну хоть созваниваетесь друг с другом?
- Раньше часто. А вот как Олег в Румынию переехал, еще не разговаривали. Видно, работы там у него невпроворот.

- Как и у вас, видимо. Выпадает свободная минутка на поле выйти мяч погонять?
- Желание и время-то есть, да ноги не пускают. Старые травмы не дают в футбол играть.

- Тогда здоровья вам и успехов в работе с "Харьковом".
- Спасибо.

Олег АБЛАШЕВ

Источник - Динамо Киев от Шурика

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 24 ноября 2024, 12:01 11

Кристина Крыжановская начала встречаться с Герреро почти сразу после расставания с Алефиренко