Юрий ЧЕБАН: «Главная мысль на сборе - где бы поесть»

В этом сезоне украинский каноист стал вице-чемпионом Европы

Через три дня в Познани стартует чемпионат мира. Бронзовый призер Олимпиады в Пекине-2008 в гребле на каноэ на 500 метров Юрий Чебан стал единственным украинцем, которому удалось в этом году на июльском чемпионате Европы подняться на пьедестал почета. В испанской Трасоне 23-летний одессит финишировал вторым на самой короткой дистанции, которая с этого года включена в олимпийскую программу.

Своими впечатлениями о нововведениях и борьбе за медали на наивысшем уровне вице-чемпион Европы-2010 поделился с корреспондентом «СЭ».

НА 500-МЕТРОВКЕ НЕ ЗАХОТЕЛ РВАТЬ ЖИЛЫ

- На прошлый чемпионат Европы вы были заявлены, но в воду Бранденбурга так свое каноэ и не спустили. Досадно наблюдать за соревнованиями со стороны?
- В Германию я не поехал из-за проблем со здоровьем, а за чемпионатом следил по интернету и телетрансляциям. Не болела ли душа? Да нет, ведь невозможно из себя выжать то, чего нет. Переживать по этому поводу тоже не стоило: жизнь на этом не заканчивается.

- У вас получается так себя запрограммировать?
- Эмоции нужно держать под контролем. Однако, признаюсь, не всегда получается. Например, на Олимпийских играх в Пекине старался, но не очень преуспел. Слишком много было давления - как со стороны тренера, так и со стороны других лиц. Я чувствовал ужасную ответственность. Была бы возможность прожить эту ситуацию еще раз, вел бы себя спокойнее. Хотя волнение тоже дает свои плюсы - выброс адреналина.

- Поскольку прошлогодний чемпионат Европы прошел без вас, наверняка в Трасоне вдвойне жаждали выступить?
- Я хотел не просто поучаствовать, а захватить какое-то место под солнцем. Признаюсь, планировал выиграть. Но не получилось.

- На 500-метровке вы оказались за чертой финалистов. Эта дистанция была разминкой перед 200-метровкой?

- Да. Хотя задачи показать определенное время передо мной не стояло, все равно хотелось иметь приличный результат. Но погодные условия не способствовали этому - дул ветер, поднимая волну. К тому же не хотел рвать жилы перед 200-метровкой. Поскольку 500 метров уже не олимпийский вид, мы с тренером сделали ставку на самую короткую дистанцию. Ведь успешное выступление на 500-метровке в нашей стране никак не поощряется.

- 500-метровка принесла вам олимпийскую бронзу, 200-метровка - золото чемпионата мира-2007 и награду европейского форума. Какая же дистанция вам роднее?
- Самая короткая. Ее легче проходить, она требует меньшего напряжения. Хотя концентрация нужна большая.

- В полуфинале 200-метровки вы уступили россиянину Ивану Штылю. Рассматривали его как главного соперника в борьбе за золото или же ваше внимание все-таки было сосредоточено на литовце Евгении Шуклине, которому вы уступили в начале июня на третьем этапе Кубка мира в немецком Дуйсбурге?
- На этой коварной дистанции нельзя никого рассматривать как главного соперника. Ведь все решают сотые секунды. Одно мгновение - и все может измениться. На 200-метровке большая выносливость не играет роли. Здесь важны сила, взрыв - словом, скоростные качества.

- То, что в полуфинале литовец остался позади вас, придавало уверенности, что в финале вы тоже окажетесь сильнее его?
- По временным показателям полуфинала ничего нельзя говорить, ведь нет смысла выкладываться перед главной гонкой. Однако результат все же имеет значение, ведь согласно ему распределяют дорожки в финале. Самая лучшая - пятая или шестая.

- С какими мыслями выходили на финальный заезд?
- Как всегда, думал о правильной работе - нигде не споткнуться, не поймать клеща, то есть не зацепиться веслом за воду. Раздумья о медалях и соперниках опасны.

- Обрадовались ли вы европейскому серебру?
- Естественно, ведь не каждый день привозишь домой награду с соревнований такого ранга. Да, хотел золото. Но, как говорится, на безрыбье и рак - щука.

ЗА ЖЕНСКИМ КАНОЭ СМЕШНО НАБЛЮДАТЬ

- Может ли соперник быть настоящим другом?

- На берегу мы все товарищи, на воде - соперники. Не могу сказать, что заграничные коллеги мне действительно друзья. Однако охотно общаюсь с теми, кто говорит по-русски - с тем же литовцем, россиянами, представителями бывшего Советского Союза.

- Есть ли атлеты, необязательно гребцы, за которых вы переживаете как обыкновенный болельщик?

- Искреннее переживаю за наших ребят Максима Прокопенко и Сергея Безуглого, которые в каноэ-двойке уже защищают честь Азербайджана. Здесь играет роль не патриотизм, а дружба. Есть у меня знакомые по легкой атлетике, украинцы, которые в основном выступают на коммерческих стартах. Вот за них тоже болею.

- Как отреагировали на замену в олимпийской программе 500- на 200-метровку?
- Адекватно, просто принял это, как факт, и все. Вообще все перемены - это геморрой. Ведь люди готовятся к одному, а потом вдруг оказывается, что надо работать по-другому.

- На чемпионате мира- 2007 вы выиграли 200-метровку. Жалеете, что изменения в программе Игр не произошли в прошлом олимпийском цикле?

- Честно говоря, была такая мысль. (Смеется). После той победы руководство встретило меня словами: «Зачем нам твои 200 метров? Нам нужна олимпийская лицензия!» Было обидно это услышать. Пока ты на волне, ты всем нужен. Сейчас у меня есть подобное чувство, но это все временно. К эйфории и славе нельзя привыкать.

- Многие спортсмены мужских видов спорта, например, борцы, отрицательно относятся к представительницам слабого пола, занимающихся их видом спорта. Вы как считаете, каноэ - женское дело?
- Не знаю, женщинам виднее. Если они уже добрались и до каноэ, значит, им это надо. В принципе мне все равно. Но признаюсь, когда наблюдаю за женскими гонками на каноэ, становится смешно. По большому счету, это никому не нужно, ведь женское каноэ еще не олимпийский вид, но все к этому стремятся.

- А пробовали свои силы в байдарке?
- Я начинал спортивную карьеру в этой лодке. Но через пару месяцев по настоянию тренера пересел в каноэ. Не сожалею ли? Я не знаю, что потерял в байдарке. Однако конкуренция в этом виде гребли жестче, чем в каноэ. Хотя если человек не работает, то ему это не поможет добиться успеха.

- Не пробовали на тренировках соревноваться с байдарочниками?
- Такие гонки устраиваем. Поскольку в байдарке я не умею сидеть, то еду в каноэ. Иногда выигрываю я, иногда - байдарочники. Кстати, нередко моим спарринг-партнером выступает чемпион Европы и вице-чемпион мира-2009 Олег Харитонов. На соревнованиях часто с Инной Осипенко-Радомской «куски ходим».

ЗА ПРОШЛЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА МЕНЯ НАКАЗАЛИ

- Вместе с Петром Круком вы - чемпион Европы-2005 среди молодежи. Сейчас совмещать индивидуальные выступления с двойкой не получается?
- Пробую. На чемпионате Украины вместе с Дмитрием Сирыком гоняюсь на 1000-метровке. Для развития нужно тренировать разные дистанции. Иначе в результатах может наступить застой. Длинная дистанция дает рывок и раскатку. Выступать еще и в двойке на официальных соревнованиях нет смысла, ведь у меня и в одиночке неплохо получается.

- На своей первой Олимпиаде в Афинах-2004 вы финишировали пятым в полуфинале. Наверное, для вас, тогда 18-летнего юноши, это послужило стимулом работать дальше не покладая рук?

- Я никак не оценил свой олимпийский дебют. Молодой был, глупый. Когда все получается и легко дается, ты не придаешь этому значения. Все приходит с опытом, в том числе и целеустремленность. Едя в Афины, я думал, что в моей карьере будет еще много Олимпиад. Но с каждым годом спортивные достижения даются все сложнее, ведь в них нужно вкладывать свое здоровье. После 25-ти лет наступает закат: работа на тренировках и восстановление уже не те. У меня, правда, пока таких проблем нет.

- На чемпионате мира-2009 вы выступали в финалах В, где финишировали четвертым на 500-метровке и вторым на 200-метровке. После пекинской бронзы расценивали это как поражение или закономерность, ведь организму нужен отдых после напряженного олимпийского сезона?

- На медали чемпионата мира особо не рассчитывал. После олимпийского года тренер дал поблажку и на тренировках я не выкладывался по полной. Поэтому в Дартмуте настраивался просто на прохождение дистанции. Немножко отдохнул, а сейчас опять набираю форму.

- Значит, отсутствие медали не расстроило?
- Меня нет, а вот для начальства это была трагедия. Они начали сразу паниковать, рвать волосы и решили меня наказать. Сняли с зарплаты и я до сих пор не получаю денег за свой труд.

- Как в целом оцениваете прошлый год, где отметились спринтерским серебром на третьем этапе Кубка мира в Сегеде?
- Нормальный сезон, который я провел по плану. Греб в свое удовольствие, не напрягаясь, отдохнул, восстановился. Поездил, погонялся, накупил себе сувениров - магнитов. Что еще сказать?

ВЫСТУПАЮ ДЛЯ ТЕХ, КТО В МЕНЯ ВЕРИТ


- Из надежды украинской гребли вы превратились в лидера сборной. Это сказывается на вашем психологическом состоянии?
- Нет. Раньше переживал из-за того, что что-то могло не получиться. Сейчас же знаю: все в моих силах. Просто нужно правильно подойти к соревнованиям.

- Так теперь вам проще выступать на соревнованиях?
- Да, но есть еще вторая сторона медали. Все от меня требуют и ждут награды. Если у меня не получается ее завоевать, слышу в свой адрес упреки. Если возвращаюсь домой не с пустыми руками, все воспринимают это как должное. А ведь в спорте загадывать нельзя.

- После такого отношения к себе не опускаются руки?
- Но я же все это делаю не ради начальства. Оно просто сидит в кресле и дает оценку моим достижениям, не зная реальной цены медали. Ведь после заезда можно потерять сознание или пару раз вырвать. Я тренируюсь и выступаю ради себя, своих родных и близких, а также для болельщиков. Словом, для людей, которые в меня верят.

- Не теряет ли спортсмен, стабильно выигрывающий медали самых престижных соревнований в мире, интерес к национальным чемпионатам?

- Дело не в интересе, а просто в очередном этапе подготовки. Для меня это проходящие соревнования, к которым я особо не готовлюсь. Они у меня носят статус тренировочного турнира. Гонка - лучшая тренировка.

- А мандраж присутствует на чемпионатах Украины?
- Да, но не такой, как на международных соревнованиях. На национальном первенстве можно проверить старт, подправить какие-то технические моменты. Для этого они и существуют.

- Как считаете, ваши достижения соответствуют условиям, в которых вы готовитесь?
- Вряд ли. Идеальный вариант - увезти спортсмена далеко от города, где бы его от тренировочного процесса не отвлекали проблемы и жизненная суета. Чтобы на этой базе были хороший водоем, канал, столовая, стадион, спортивный зал, возможность во что-нибудь поиграть и отдохнуть. У нас же главная мысль на сборе - где поесть, потому что централизованного питания нет. К счастью, деньги на еду выделяют, не голодаем.

- Известно, что для успеха в гребле должно совпасть очень много факторов - подготовка, моральный настрой, погода. Что лично для вас играет самую большую роль?

- Считаю, что успех - это не совпадение, а факт. Победить - не значит выиграть в лотерею. Везет сильнейшему. Я не исключаю момент фортуны, но костяк хорошего результата состоит из подготовки.

- Суеверный ли вы спортсмен?
- Ритуалов у меня никаких нет. Но есть вещи, в которые я верю. О них расскажу как-нибудь позже - после завершения спортивной карьеры. (Смеется).

Ирина ГОЛИНЬКО

СЭ в Украине

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 15 ноября 2024, 09:23 5

В американском Арлингтоне в ночь с 15 на 16 ноября пройдет шоу бокса

Комментарии